Закон об акцизе на сладкие напитки вступит в силу с 1 июля
Госдума приняла во II и III чтениях поправки в закон, в котором вводится акциз на сладкие напитки в размере 7 рублей за литр. Поправки вступят в силу с 1 июля 2023 года, передает «Коммерсант» со ссылкой на документ.
Сладкие напитки, которые облагаются акцизом:
На ряд напитков акциз не взимается. Среди них:
- напитки в потребительской упаковке, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды;
- в компоненты которых входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), или сироп с сахаром, или мед;
- где количество углеводов в пищевой ценности более 5 граммов на 100 мл напитка;
- напитки, где объемная доля этилового спирта не выше 1,2% включительно.
На ряд напитков акциз не взимается. Среди них:
- алкогольные напитки с содержанием этилового спирта более 0,5%;
- виноградное, плодовое, медовое, пивное или другое сусло;
- плодовые сброженные материалы и квас с содержанием этилового спирта менее 1,2%;
- пищевая продукция с государственной регистрацией в соответствии с правом ЕЭАС (кроме тонизирующих напитков и напитков с содержанием двуокись углерода);
- соки, морсы, сиропы, молоко и молочная продукция, кисель или иные напитки на растительной основе (зерен, злаковых, зернобобовых и масличных культур, кокоса, орехов или продуктов их переработки) — кроме тонизирующих напитков или содержащих двуокись углерода.
Реакция производителей
Целью введения акциза на сахаросодержащие напитки, по утверждению Минфина, стала борьба с сахарным диабетом. Производители сладких напитков выступали против акциза, предупредив о росте цен. Союз производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») обратился к премьеру Михаилу Мишустину, утверждая, что новый налог поднимет цены на продукт. В Союзе напомнили, что отрасль покинули крупные иностранные производители — Coca-Cola и PepsiCo. Вместе с этим акцизы могут негативно сказаться на производстве, отметил авторы письма.
В «Союзнапитках» заявили, что доля сладких газировок в потреблении сахара в России составляет не более 1,5%. На фоне возможного введения акциза на напитки с подсластителями, крупные российские производители — ГК «Черноголовка» и МПБК «Очаково» сообщили о заморозке инвестиций в новые проекты.
В группе компаний «Черноголовка» прогнозируют, что из-за акциза большая часть производителей перейдет на сахарозаменители, чтобы не преодолевать порог калорийности и углеводов. Таким образом изменится вкусовые качества напитков, пояснили в пресс-службе компании «Сфере.фм».
Акциз, разумеется, не приведет к снижению потребления сахара ни на грамм, поскольку, во-первых, такое сокращение дело сугубо добровольное. Во-вторых, соки, квасы, морсы, джемы, йогурты — все это под рукой и под акциз не подпадает. Кроме того, российский рынок сахаросодержащих напитков займут импортные напитки из стран Таможенного Союза, прежде всего Узбекистана и Казахстана, где акциза нет и не предвидится, — отметили представители «Черноголовки».
Производитель уверен, что сокращение производства действительно случится, и по самым лучшим прогнозам составит 12-15%. Насчет дохода, который планирует получить Минфин с акцизов, в «Черноголовке» настроены пессимистично:
Всего за 6 месяцев власти должны создать и запустить систему администрирования акциза «с нуля», а это, скорее всего — дополнительные инвестиции в маркировку. В лучшем случае, поступления от акциза достигнут 10-20% от заявленной цели в 35 млрд рублей. При негативном сценарии государство больше потратит, чем заработает.
В «Союзнапитках» заявили, что доля сладких газировок в потреблении сахара в России составляет не более 1,5%. На фоне возможного введения акциза на напитки с подсластителями, крупные российские производители — ГК «Черноголовка» и МПБК «Очаково» сообщили о заморозке инвестиций в новые проекты.
В группе компаний «Черноголовка» прогнозируют, что из-за акциза большая часть производителей перейдет на сахарозаменители, чтобы не преодолевать порог калорийности и углеводов. Таким образом изменится вкусовые качества напитков, пояснили в пресс-службе компании «Сфере.фм».
Акциз, разумеется, не приведет к снижению потребления сахара ни на грамм, поскольку, во-первых, такое сокращение дело сугубо добровольное. Во-вторых, соки, квасы, морсы, джемы, йогурты — все это под рукой и под акциз не подпадает. Кроме того, российский рынок сахаросодержащих напитков займут импортные напитки из стран Таможенного Союза, прежде всего Узбекистана и Казахстана, где акциза нет и не предвидится, — отметили представители «Черноголовки».
Производитель уверен, что сокращение производства действительно случится, и по самым лучшим прогнозам составит 12-15%. Насчет дохода, который планирует получить Минфин с акцизов, в «Черноголовке» настроены пессимистично:
Всего за 6 месяцев власти должны создать и запустить систему администрирования акциза «с нуля», а это, скорее всего — дополнительные инвестиции в маркировку. В лучшем случае, поступления от акциза достигнут 10-20% от заявленной цели в 35 млрд рублей. При негативном сценарии государство больше потратит, чем заработает.
Акциз на сладкие напитки
Возможное принятие акциза Минфин рассматривал в течение нескольких последних лет, с 2016 года. Тогда ведомство предлагало ввести налог на все сахаросодержащие напитки, вплоть до сладких йогуртов. Позднее закон пересмотрели в пользу введения акциза на сладкие напитки, в частности, газировки. Осенью 2022 года стало известно о планах Минфина вернуться к обсуждению акцизов на сладкие напитки и получить доходы от налогов в размере 25 млрд рублей.
В ноябре 2022 года Госдума предложила перенести введение закона об акцизе на сладкие газировки на полгода, а в Минфине допустили снижение налога за литр сладких напитков с 7-и до 3-х рублей.
Когда Госдума приняла закон в I чтении, планировалось ввести семирублевый акциз на сладкие напитки с 1 января 2023 года. В рамках II чтения правительство сообщило, что налог будет действовать на упакованные напитки в потребительскую тару, а газировок, подаваемых в общепите, закон не коснется. Тогда введение акциза депутаты перенесли на 1 июля 2023 года.
В ноябре 2022 года Госдума предложила перенести введение закона об акцизе на сладкие газировки на полгода, а в Минфине допустили снижение налога за литр сладких напитков с 7-и до 3-х рублей.
Когда Госдума приняла закон в I чтении, планировалось ввести семирублевый акциз на сладкие напитки с 1 января 2023 года. В рамках II чтения правительство сообщило, что налог будет действовать на упакованные напитки в потребительскую тару, а газировок, подаваемых в общепите, закон не коснется. Тогда введение акциза депутаты перенесли на 1 июля 2023 года.
Источник: sfera.fm